САЙТ ИСТОРИКА, ПИСАТЕЛЯ МАСЛЯЕВА В. Б.

 

 
 

РОМАН «ПУТЬ»

                                      

                                                                    
           Масляев В. Б.
           Путь. Роман. – Курган: PrintExpress. – 2017. – 380 с.
           ISBN – 978-5-906708-15-1.

           Герои романа живут на переломе эпох в 70-90-е годы XX века, по-разному воспринимая своё место в людском «строю», которому, по воле судеб, назначено свершать нескончаемо тяжкий жизненный Путь.

           © В. Б. Масляев, 2017

           ISBN – 978-5-906708-15-1

                                        * * *
          
Заказ № 1719. Подписано в печать 27.07.2017.
          
Изготовлено и отпечатано в типографии PrintExpress.
           640014, г. Курган, ул. Промышленная, 33, тел. 63-02-02


 
          «ПУТЬ» ВЛАДИМИРА МАСЛЯЕВА

           Роман Владимира Масляева не случайно получил название – «Путь». Хотя писателем оставлено в тайне, насколько его новое крупное прозаическое произведение автобиографично, в облике места действия – городе Ярске – отчетливо угадывается родной город Курган, а целая галерея образов написана почти с натуры. Время действия по сюжету охватывает период 60-90-х годов XX века. Жизненный путь героев романа неотделим от исторического пути, который проходит страна.
          Несмотря на то, что Владимир Масляев давно обрел известность как писатель и военный историк (не только в России, но и странах ближнего и дальнего Зарубежья – Эстонии, Белоруссии, Украине, Турции и др.), его путь в литературу не был ни прямым, ни легким. От природы трезвый и ясный реалист, Масляев стал литератором задолго до того, как вышла его первая книга – сборник стихов «Излом» (Шадринск, 1994 г.). Писать Масляев начал с 15-ти лет и провел за письменным столом многие тысячи часов. Но если бы не произошла в стране смена государственного строя, он, наверное, до сих пор писал «в стол».
          К серьезной работе в жанре романа Владимир Масляев шел долго, не один год, хотя первый литературный опыт писателя был фантастическим романом по жанру, а по сути – произведением о Великой Отечественной войне. В двадцать лет молодой литератор очень хотел сказать свое слово о бессмертном подвиге героев, сокрушивших несметные силы зла. Восхищение фронтовиками внука солдата Великой войны наложило особенный отпечаток на его литературное творчество. Особым периодом в творчестве Масляева стала его весьма успешная работа в жанре поэзии – об этом автору данной статьи уже приходилось писать в статье «Мост к сердцу читателя». (Ахтамянова Л. Осколки жизни. Рассказы, статьи. – Курган, 2012. С.349-370.) Владимир Масляев – автор 250 стихотворений, 7 поэм. В «малой» прозе он – автор десятков рассказов и около десяти повестей. (Кое-что из неопубликованной прозы писатель использовал в качестве добротного материала для романов.) В 2012 году издан роман Владимира Масляева «С осени до весны».
          Достижение столь впечатляющих результатов в разных жанрах – поэзии, прозе и публицистике – нечастое явление в современной отечественной литературе.
          Следует заметить, что писатель Масляев всегда был связан с народным бытом и находился в гуще жизни: работал на стройке монтажником; в машиностроении – фрезеровщиком, мастером, инженером-технологом, руководителем группы внедрения, заместителем директора завода; в высшей школе – преподавателем, директором филиала нефтегазового университета. Отсюда его познание русской речи и «народного мнения» о различных сторонах жизни. Для Масляева самое важное – не только писательское ремесло и освоение техники письма, но и особый дух литературного произведения, благодаря которому у читателя возникает доверие к автору, чувство сопереживания героям книги. Во вступительной статье к книге Владимира Масляева «Мост» депутат Государственной Думы, генерал, кандидат исторических наук Николай Безбородов пишет: «С какой любовью и вместе с тем с какой пронзительной болью изобразил автор жизнь тех, кому мы обязаны всем, - наших дедов, бабушек, отцов, матерей!» (Рассказы «Нина и Нонна», «Сапоги, ремень, бритва», «Мосий», «Диалог» и др.) В первой части романа «Путь» читатель знакомится не только с молодым героем Жиляевым, но и с его предками, пережившими страшное время революций и войн. Сюжет выстраивает перед нами шеренгу фронтовиков: дед Жиляева Корнил Петрович, замдекана Львов, Анатолий Васильевич из пансионата «Зеленый бор», комдив Дмитрий Константинович Мартынов, писатель Шамшурин, сельский механизатор Данилыч… Замыкает этот строй капитан Семен Панкратович, участник подавления венгерского фашистского мятежа 1956 года. Мы видим, как с осознанием жизненного подвига «стальных поколений» происходило формирование мировоззрений мальчишек 60-70-х годов. Картины детства проникнуты грустью по счастливой и прекрасной поре и чувством любви к родине, которое бережно сохраняется в сердце. В детстве формируются характеры Жиляева и его школьных приятелей. Эти мальчишки горазды на выдумки, их любознательность не знает границ. О таких как они сказал Владимир Высоцкий:
          Если, путь прорубая отцовским мечом,
          ты соленые слезы на ус намотал,
          если в жарком бою испытал, что почем, -
          значит, нужные книги ты в детстве читал!
          Становится понятно, как из доброго зерна вырастает зрелый колос и, наоборот, из худого злака того и гляди созреет незнамо что… Мальчишки взрослеют и подступают к началу социальной лестницы. Диапазон описания расширяется. Роман переносит читателя на заводы и стройки, на плацы военных училищ, в шумные вузовские аудитории. Поиск смысла жизни обращает взоры героев то на удобства торной дороги, то на дали неведомые, куда надо самим прокладывать путь. В дальнейшем одни из них, влекомые силой течения, плывут в «благословенный застой», в обыдёнщину, а другие, не желая отступиться от убеждений, включаются в политическую борьбу. Эту борьбу они развернули в Ярске в середине 1970-х. Противоборство с режимом обрело бескомпромиссный характер и едва не закончилось большой трагедией для Жиляева. Однако репрессий он не избежал.
          Вне сомнения, роман «Путь» во многом автобиографичен, и различные эпизоды политической борьбы автор воспроизвел с документальной точностью. И здесь убеждаешься, сколь неблаговидную, мрачную роль в жизни студенческой молодежи в те времена играл КГБ. Мощная, всевластная структура, основное назначение которой состояло в обеспечении безопасности государства и граждан, его населяющих, на деле вела активную охоту на «козлов отпущения» - лиц, по мнению комитетчиков, не вполне благонадежных (не то читают, не то говорят), которых надлежало показательно затравить, чтобы другим неповадно было. Словом, от советской молодежи требовалось пребывать в безликости и послушании. Столь неразумные меры никак не способствовали укреплению государственного строя СССР. Напротив, число недовольных режимом росло. Молодые бунтари стояли за правое дело. Их решимость укрепляло то, что во второй половине 1970-х годов в народе зрело твердое мнение, что высшей власти требуется обновление, а дряхлому генсеку Л. И. Брежневу пора на покой.
          Чтобы морально растоптать неугодных, устраивались комсомольские судилища («проработки»), где благонамеренное большинство отыгрывалось на притянутых к ответу сотоварищах. Оказавшись в центре опасной интриги, независимый, упрямый Жиляев ведет себя разумно, достойно и, в конце концов, одерживает моральную победу над недругами и перетрусившими «друзьями». Жизнь доказала правоту Жиляева, а земляки оказали доверие, избрав его в народные депутаты.
          Тяжкие злоключения – политические преследования, изгнание из комсомола, исключение из института - автор «Пути» испытал, как говорится, на своей шкуре, поэтому в правдивости данных сцен второй части романа не приходится сомневаться.
          Знакомясь с романом «Путь», невольно сопоставляешь его с романом Василия Аксенова о шестидесятниках «Таинственная страсть». Фрондирующие индивидуалисты Аксенова и персонажи романа «Путь» сильно отличаются, хотя и те, и другие недовольны режимом. «Прежде думай о Родине, а потом о себе!» - так звучало в известной советской песне. Молодыми бунтарями эти слова воспринимались буквально, зато партийные и комсомольские бюрократы были в бешенстве от обвинений их в том, что они де-факто давно расстались с коммунистическими идеалами. Если московских инакомыслящих власть (не без успеха) стремилась приручить, подкупить, то с «ненадежными элементами» на периферии разделывались без реверансов и сантиментов.
          Экспозиция двух первых частей романа – это вступление к третьей части, в которой автор решает основные задачи произведения. Здесь, на фоне переломных событий 1990 - х годов, показаны «блеск и нищета» персонажей романа. Автор описывает как действия власти в период кризисов 1991 и 1993 годов, так и реакцию народа – этим, а также благодаря мастерству речевых характеристик, достигается рельефность изображения.
          Став депутатом, другой бы на месте Жиляева угомонился и пустился «делать карьеру». Но Жиляев хорошо понимает, что со свержением «партийцев» сменилась лишь вывеска, а народу уготовано новое надувательство. Ельцинские «реформы», направленные на обогащение кучки проходимцев, не являлись общенациональным делом. Народ в своей массе противился им. Жиляев – один из народных депутатов, которые чувствуют настроение народа и пытаются отстаивать его интересы. Народные избранники не только выступают против антинародных реформ – они мучительно размышляют, как пробудить созидательные силы народа? Национальное соревнование во всех сферах жизни российского общества, когда люди в честной борьбе могут выказать способности и таланты, - вот о чем говорят депутаты Жиляев и Григорьев. (А на дворе кровавый 1993 год!) Следует заметить, что Россия четверть века живет при новом общественном строе, а идея национального соревнования до сих пор актуальна. Антибуржуазная позиция писателя всегда проявлялась открыто и честно. Свое отношение к нуворишам и людям, чьи души изуродованы жаждой наживы он выразил в рассказах «Судьба», «Ах, Америка!», «Встречи с героями», многих поэтических произведениях. Отзывчивость автора на события жизни, повороты истории поразительна.
          Как и Павел Корчагин, Жиляев – патриот до мозга костей. Но соратники Корчагина всецело разделяют его высокую идею, а соратники Жиляева – каждый со своим интересом. Молодой депутат не раз убеждается в их лживости и вероломстве. Иное дело – казачество. Казаков объединяет святая идея, а «оскорбление одного казака есть оскорбление всех». Описанию начала возрождения казачьих обществ в романе отведены многие десятки страниц. В удалых и смелых казаках – сотнике Бежемском, вахмистре Геннадии – мы видим достойных продолжателей славных казачьих традиций. Знакомясь с ними, испытываешь абсолютное доверие к автору, который сам избирался казачьим атаманом и внес большой вклад в дело возрождения российского казачества.
          Тема крушения социалистического строя емко, с убедительной зримостью раскрыта на страницах романа. (Ее разработкой писатель занимался также в романе «С осени до весны».) Мы видим, как акт за актом разворачивается экспозиция трагедии великого народа, преданного своими вождями, своей корыстной «элитой». Мы видим, как быстро идет разложение казавшегося нерушимым советского строя. Дети и внуки героев Великой Отечественной войны забыли, чьи они дети и внуки. «Ловля счастья и чинов», а затем страстное желание разбогатеть одним махом – таковы устремления больших и малых функционеров, в одночасье пожелавших стать «потребителями». Разваливая державу, они полагают, что в благодарность за это им будет позволено уютно встроиться в западный истеблишмент и в новом качестве продолжить ограбление униженных и обманутых соотечественников. Проблема взаимоотношения человека и общества выдвинута на первый план. Писатель убедительно раскрывает неумолимую логику революции, «дети» которой превращаются в мерзавцев, бандитов, стяжателей и марионеток лживых циничных политиканов. Однако автор далек от пустого философствования, морализаторства, - он постарался показать картину событий через перипетии человеческих судеб.
          Антиподы Жиляева – Изварин и Мотылев – люди хитроумные, начитанные, но капризно-тщеславные и беспринципные. Чувства чести и благородства им не присущи. Они поют нескончаемую песнь о дружбе, но предать способны в любую минуту – из выгоды, если это диктует «политическая целесообразность». Главное, чего не хотят уразуметь оба приятеля – это простая истина: добиваться намеченных целей надо неустанным упорным трудом, а не интригами и обманом. Пытаясь возвыситься над другими, они терпят одно моральное поражение за другим.
          Судьба Алексея Мартынова образует свою сюжетную линию. В известном советском фильме «Офицеры» два главных героя – Трофимов и Варава. Это – люди разных характеров. В офицере Мартынове есть что-то и от Варавы, и от Трофимова. Мартынов – герой, появления которого ждали давно, он – герой Новой России, но не взявшийся ниоткуда, а вышедший из советских времен.
          Мартынов и Жиляев – настоящие, верные друзья. Оба они – русские офицеры, надежные защитники Отечества, а Катя и Татьяна – верные офицерские жены.
Автор не идеализирует своих героев. Жиляев безоглядно дружит с предателем Бауэром. Мартынов, не послушав предупреждений друга, крутит любовь с Ольгой Гвоздиковой и крепко обжигается на этом.
          Многообразие характеров придает полноту и жизненность общей картине.                  А характеры персонажей очень разные: хитрый и трусливый Бауэр, хищный и вероломный Изварин, ушлый охальный Мотылев, лукавый и расчетливый Комолов, решительный и горячий Мартынов, космополитичный кичливый Якушев, предприимчивый и недалекий Скрипицын, суровый и прямой казак Геннадий. Подобные типы эпохи отсутствуют в произведениях модных романистов, воспевателей уголовного сыска и финансовых спекулянтов.
          Во многих своих поэтических и прозаических произведениях (поэма «Мост», повесть «Ожидание Маргариты», рассказы «Предсказание», «Алина», «О любви», «Перехватчик» и др.) Владимир Масляев обнаруживает тонкое понимание женских характеров, а это дано далеко не каждому литератору. В предисловии к книге «Ожидание Маргариты» писатель заметил: «Писать о любви, как о высшем даре судьбы – естественное желание едва ли не каждого… литератора. Ожидать этот высший, напряженный момент бытия дано натурам незаурядным. Им же свойственно мучительно сомневаться: а что, если они родились не в то время? Что, если их идеал остался в далеком прошлом и ожидание бесполезно?» По убеждению И. А. Бунина любовь – некое чудесное озарение; для Владимира Масляева это еще готовность жертвовать собой ради любимого человека. От повести «Под белым крестом» (1983 г.) к роману «С осени до весны» (2012 г.) выстроилась целая галерея женских образов, многие из которых озарены светом чистой и нежной любви. И в романе «Путь» писатель создал яркие женские образы. Это, прежде всего, Надежда и Татьяна, знакомые Жиляева по пансионату «Зеленый бор». Татьяну мучат сомнения: не упустила ли она свою большую любовь? А Надежда ждет прихода любви и, пребывая в этом мистическом ожидании, не желает знать компромиссов. «Все или ничего!» - это ее девиз. Автор свел и противопоставил столь разные женские типы – это его большая удача. Очутившись в кампании этих двух молодых женщин, 22-летний Жиляев познает многое из того, что составляет загадки женской души…
          Ольга Гвоздикова – еще одна героиня романа. О таких, как она, в рассказе «Сны Чанга» Иван Бунин писал: «Есть женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят». Своей жестокой и цепкой хваткой Ольга Гвоздикова похожа на себялюбивую и порочную Ольгу Лисовскую из романа «С осени до весны» (см. Ахтамянова Л. «Производственный роман» XXI века. // Огни Зауралья. – 2016. - Вып. 11.). Обе они – из разряда так называемых «роковых» женщин. Но если Лисовская покоряет мужчин слабых, эгоистичных, то Ольга Гвоздикова пытается «прижать под каблук» «богатырей духа» - Жиляева и Мартынова – и терпит фиаско. Это – урок «роковым» и самонадеянным дамам: надо соизмерять желания со своими возможностями!
          Оптимистический подтекст романа очевиден. В страшные, кровавые девяностые годы Жиляев и Мартынов не утратили веру в нравственную силу народа, который всегда выходил победителем из беспощадных исторических битв. На вопрос ветерана: «Совладаете, если ворог полезет?» - казачий атаман отвечает: «Не сомневайся, отец! Ежели сунутся, башки им снесем. Капитуляцию перед Западом никто не подписывал. Еще стоит Россия! Это казаки сделали ее сильной, большой. Погоди еще, вернем то, что Горбачев с Ельциным ненавистникам нашим отдали». Это не пустые слова. Современные казаки – достойные продолжатели славных традиций их несгибаемых, могучих предков. Они доказали это, не жалея жизней в многочисленных вооруженных конфликтах на «постсоветском пространстве».
          Литературный дар Владимира Масляева многогранен. Сатирически автор изображает старую партийную элиту (например, любителя парной телятины функционера Лысова) и рать ельцинских реформаторов, «на блеск болотных огней поспешающих». Очень смешно написаны страницы, где вчерашние коммунисты превращаются в буржуа (эпизод метаморфозы инженера Скрипицына, ставшего руководителем регионального отделения финансовой пирамиды «Хопер-Инвест»).
          Автор романа демонстрирует хороший литературный стиль. Характеристики различных исторических событий выполнены мастерски. Вот исполненная глубокой иронии картина начала возвышения «зодчего перестройки» М. С. Горбачева: «Чтобы заговорил вечевой колокол, надобно потрудиться, раскачать тяжелый колокольный язык. Не год и не два диссиденты разного рода тщились понудить медного болвана говорить их языком, да только понапрасну из сил выбивались. Народ между тем безмолвствовал, а «слуги народа» стояли на возвышении, тонко и загадочно усмехаясь. Вдруг один из них – с плешивою головой и неладно подвешенным языком – слез с подиума, нырнул в гущу масс и принялся велеречиво подбадривать звонарей. Язык раскачали, колокол зазвенел – нудно, фальшиво… Но фальшь различали немногие. Большинство, воздев очи, двинулось с песнопениями за плешивым говоруном прочь от колокольни, к месту, где зиял глубокий обрыв…»
          Через жест и мимику автор зримо передает психологическое состояние героев. Вот психологический поединок студента Жиляева с инспектором КГБ Комоловым, который изначально, еще до «беседы» уверен в собственном превосходстве: «Комолов вытянул длинные ноги и, уперев ладонями в стол, продолжал говорить с наигранным сожалением… Комолов зажег сигарету, медленно, будто нехотя, затянулся, вновь окутался густым дымом. Ухмыляясь, искоса поглядывал на Жиляева. К этой части беседы он готовился основательно, и монолог инквизитора доставлял ему неизъяснимое удовольствие». Яркий, сочный и вместе с тем точный язык романа позволяет ясно представить те или иные сцены сюжета и, главное, литературные образы. Каждый герой говорит своим языком, присущим только ему, будь то крупный чиновник, военный, депутат, фронтовик, писатель, преподаватель, студентка, казак, рабочий или колхозник. Их диалоги, вне сомнения, автору удались. Поражает в тексте количество слов, которые ныне совершенно забыты и которым как бы дано второе рождение. Эти слова органично встроены в текст, который от этого не стал архаичным, а, напротив, пробуждает живой интерес всякого любознательного читателя.
          В свое время писатель-фронтовик М. И. Шушарин, редактируя рукопись исторической повести молодого литератора Масляева «Под белым крестом», заметил, что автор обладает чувством фантазии, сравнимым с тем, каким обладал знаменитый советский писатель А.Н.Толстой. Конечно, литературный учитель Шушарин выдал комплимент как бы авансом, но ученик крепко запомнил эти слова. Владимира Масляева как литератора трудно заподозрить в подражании Алексею Толстому. Но Масляев не скрывает, что для него А.Н.Толстой как писатель всегда являлся лучшим примером. Он твердо убежден, что лишенный творческой фантазии автор превращается в простого писца, труды которого неинтересны читателю. Полет фантазии захватывает воображение любознательного читателя, побуждает его вчитываться в текст, в нетерпении интересуясь: что дальше?.. Таковы поэтические и прозаические произведения Владимира Масляева: поэмы «Поход за Камень», «Мятеж», «Третий Рим», повесть «Условный бой», рассказы «Дружили кошка с собакой», «Танк», «В усадьбе Ясная Поляна» и др. Упомянув имя Алексея Толстого, хотелось заметить, что он в центре своих творческих интересов ставил проблему выявления движущих сил русской истории, решая эту проблему не только на историческом материале, но и материале современной ему эпохи. Но если Алексей Толстой умел отрекаться от прошлого, да еще высмеивая его при этом, то нашему современнику Владимиру Масляеву в России дорого всё – ее прошлое, настоящее и будущее. В этом – лейтмотив романа «Путь». «Хочешь быть на высоте – выбирай крутую дорогу!» - говорит герой романа «С осени до весны» казак Валентин Медведев. «Мы с дедов-фронтовиков пример брали. Еще надо своим сынам стать добрым примером. Тогда и страна будет в целости!» - это сказал герой романа «Путь» Алексей Мартынов.
          Здесь писатель и военный историк Владимир Масляев очень близок к «исторической мечтательности» выдающегося писателя, академика Алексея Толстого, который видел задачу искусства в том, чтобы «в грандиозном напряжении создавать тип большого человека». Живой интерес к истории побудил Масляева к написанию не только учебных пособий, научных статей, монографий, высоко оцененных Российской академией военно-исторических наук, но также исторических повестей, рассказов, исторических поэм и повести в стихах «Суворов». Следует заметить, что в батальных сценах романа «Путь» автором схвачено главное – военная работа простых солдат и боевых офицеров, нет утомительных описаний военных операций, которые нередко утяжеляют сюжет.
          Появление романа «Путь» весьма своевременно. Эпохальные исторические события 80-90-х годов XX века требуют серьезной оценки, как в исторической науке, так в отечественной литературе. Именно такая попытка предпринята автором романа. Она, на наш взгляд, удалась.

                                                                        Л. Ахтамянова

 

 

РАЗДЕЛЫ

 

  Биография
  Литературные произведения
     Повести
     Рассказы
     Стихотворения
     Поэмы
  Научные труды
  Общественная и научная  
  деятельность
 
 
Обратная связь

 

Биография Литературные произведения Научные труды Общественная и научная деятельность Обратная связь

  Использование размещенной на данном сайте информации без согласования с автором допускается только в целях личного ознакомления.
WEB design (c), by Oleg